Выбор свечей зажигания

Свеча зажигания — устройство для воспламенения топливно-воздушной смеси в тепловых двигателях. Мало кто из автолюбителей придает особое значение выбору свечей зажигания. Однако, свечи являются важнейшим элементом системы зажигания, ведь от устойчивости и своевременности искрообразования зависит стабильность работы всего двигателя. Выбирать свечи зажигания необходимо исходя из типа двигателя, а также следуя указаниям маркировки свечи зажигания. Но, производители свечей зажигания используют различные системы обозначения. Чтобы правильно выбрать свечу зажигания, мы подготовили для вас эту статью:

Основные характеристики свечей зажигания

К основным характеристикам свечи можно отнести: присоединительные размеры свечи (длина и диаметр резьбовой части), калильное число, способность к самоочищению, величину искрового промежутка, число боковых электродов, срок службы, тепловую характеристику свечи и рабочую температуру свечи.

Размеры свечей зажигания

Размер свечи имеет самое большое значение. Свеча не подходящая по размеру – слишком маленькая или слишком большая. В первом случае она не вкрутится в предназначенное для нее гнездо, а во втором, может послужить причиной поломки. Если свеча слишком длинная, она будет далеко выступать внутрь цилиндра. Это и нагар, мешающий образованию искры, и во многих случаях причина повреждения поршня. Если говорить по-простому, то слишком короткая свеча, вследствие образования нагара, не даст потом вкрутить подходящую свечу, а слишком длинная – не даст выкрутить.

Калильное число свечей зажигания

Калильное число — величина, характеризующая свечу зажигания, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Калильное число свечи должно строго соответствовать рекомендованному для конкретного двигателя. Допускается непродолжительное использование свечей с несколько большим значением калильного числа, но категорически запрещается использовать свечи с меньшим значением, т.к. это может привести к пробою прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней, клапанов и т.д.

Количество электродов

Как известно, искра возникает между центральным и боковым электродом, отсюда вопрос, в чем преимущество большого количества электродов? Дело в том, что разряд постепенно портит электроды и в случае, если количество электродов больше 1, то разряд возникает там, где электрическое сопротивление меньше других. Таким образом, искра «грызет» электроды поочередно, что значительно повышает ресурс свечи зажигания.

Тип электрода

Основной тип свечей зажигания это никелевый электрод, диаметром 2–2,5 мм. Использование других металлов — платины, иридия, позволяет уменьшить диаметр центрального электрода, что существенно влияет на качество воспламенения смеси. Причем, самый тонкий электрод (до 0,6 мм) у иридиевых свечей. Более тонкий электрод делает воспламенение более эффективным, что повышает мощность и, одновременно, при этом обеспечивает меньший расход топлива. Изготовление свечей зажигания из иридия и драгоценных металлов кроме того увеличивает ресурс свечи, поскольку эти материалы более износостойкие.

Ресурс обычной свечи с никелевым центральным электродом при эксплуатации на полностью исправном и отрегулированном двигателе около 10–15 тыс. км. Увеличение количества электродов и изготовление центрального электрода из других металлов повышают срок службы свечей зажигания до 100 тыс.

Особенности конструкции свечей

Не только материалом и размерами отличаются свечи зажигания, но также всевозможными ухищрениями, которые используют производители. Самое распространенное из них М-образное или V-образное смещение, когда место образования искры сдвинуто, что повышает эффективность воспламенения. Некоторые производители, как например украинская компания Plazmofor производит и вовсе диковинный, на первый взгляд, продукт — плазменно-форкамерные свечи. Новшество здесь форкамера, в которой спрятан центральный электрод. Искра идет от центрального электрода к внутренней окружности конуса форкамеры. Форкамера свечи сообщается с основной камерой сгорания через 4 отверстия (1 осевое, 3 боковых). Тесты показывают, что такие свечи зажигания превосходно снижают токсичность выхлопных газов.

Маркировка свечей зажигания

Параметры NGK Bosch Brisk
Длина резьбы A – 18 мм
B – 14 мм
C – 10 мм
D – 12 мм
E – 8 мм
G – PF 12 мм
J – 12 мм
AB – 18 мм
BC – 14 мм
BK – 14 мм
DC - 12 мм
А – 12,7 мм, нормальное положение искры;
В – 12,7 мм, выдвинутое положение;
С – 19 мм, нормальное положение;
D – 19 мм, выдвинутое положение;
DT – 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы;
L – 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.
A – 19 мм
B – 19 мм
D – 19 мм
E – 26,5 мм
F – 11,2 мм
G – 17,5 мм
H – 11,2 мм
J – 9,5 мм
K – 9,5 мм
L – 19 мм
N – 12,7 мм
P – 9,5 мм
R – 25 мм
U – 7,8 мм
NA – 12,7 мм
T – 12,7 мм
M – 26,5 мм
S – 9,5 мм
C – 26,5 мм
Размер металлического корпуса F – 14x19
G – 14x19
J – 12x19
K –12x19
M – 12x19
T – 10x19
W – М14х1,25
F – М14х1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;
М – резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25;
Н – М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;
D – М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21
A – M 10 x1
B – M 12x1,25
D – M14x1,25
E – M18x1,25
F – M18x1,5
G – M14x1,25
H – M14x1,25
J – M14x1,25
K – M14x1,25
L – M14x1,25
N – M14x1,25
P – M14x1,25
R – M14x1,25
U – M14x1,25
NA – M10x1
T – M10x1
M – M12x1,25
S – M10x1
C – M10x1
Материал электродов I – центральный электрод из иридия
P – центральный электрод из платины
Z – увеличенный зазор
PZ – центральный электрод из платины и увеличенный зазор
IZ – центральный электрод из иридия и увеличенный зазор
V – Центральный электрод из золота-палладия
W – Центральный электрод из вольфрама
VX – Центральный электрод из платины и особый боковой электрод
GV – Центральный электрод особой конструкции из золота-палладия
С – сплав никеля и меди
S – серебряный средний электрод
Р – платиновый средний электрод
О – стандартная свеча с усиленным средним электродом.
С – сердечник из меди
E – центральный боковой электроды, легированные иттрием с медной сердцевиной
S – центральный электрод из серебра
P – центральный электрод с контактом из платины
PP – центральный и боковой электрод из платины
PY – центральный электрод с платиновым контактом, боковой легирован иттрием
IR – иридиевый контакт на центральном электроде
Дополнительные параметры R – с резистором C – Боковой электрод (земля) с низким углом
F – Конусное седло
G – Центральный электрод из тонкого никелевого сплава
GV – Центральный электрод особой конструкции из золота-палладия
J – 2 удлиненных боковых (земля) электрода
K – 2 боковых электрода
M – 2 боковых электрода для роторного двигателя Mazda или длины изолятора 18,5 мм.
T – 3 боковых электрода
Q – 4 боковых электрода
U –полуповерхностный разряд
X – Зазор для увеличения производительности
Y – Центральный электрод с V-образной выемкой
R – обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех. R – защитное сопротивление
X – защитное сопротивление от угара электрода
Y – вынесенный изолятор
L – особо вынесенный изолятор
D – вынесенный изолятор и 2 боковых электрода
T – вынесенный изолятор и 3 боковых электрода
G – не вынесенный электрод и сплошной электрод по периметру
LG – особо вынесенный изолятор и сплошной электрод по периметру
Z – 2 вспомогательных электрода на изоляторе и сплошной электрод по периметру
TX – 1 вспомогательный электрод на изоляторе и 3 боковых электрода
LT – особо вынесенный изолятор и 3 боковых электрода.

 

Какие свечи зажигания выбрать?

Индивидуальные характеристики двигателей придают собственные особенности в том, какие выбирать свечи зажигания для своего автомобиля. Особенно это сказывается по мере эксплуатации. Для вашего удобства на нашем сайте установлен Каталог ТО. С его помощью вы не только сможете подобрать подходящие свечи зажигания для вашего автомобиля, но и другие расходники для проведения ТО: моторные масла, топливный, масляный, воздушный фильтра, тормозные диски и колодки и др.