Химический состав дизельного топлива при его хранении

В подземных хранилищах, сооруженных в горных породах, могут стенки включать следующие минералы: глину, известняк, доломит, аргиллит. Эти минералы содержат в своем составе сложные соединения, в которые входят кислородосодержащие соединения  Fe, Al, Сu, Mg, Si, К, SO3 и другие. Стенки подземного хранилища могут быть облицованы листами стали и других марок, а также железными листами. При контакте углеводородов дизельного топлива с породами стенок резервуара в присутствие растворенного кислорода протекают каталитические процессы его окисления.

Высокой каталитической активностью в реакциях окисления углеводородов дизельного топлива обладают минералы - доломиты, аргиллиты, каменная соль и каинит. Стальное покрытие также катализирует расход кислорода в дизельном топливе, сравнимое с доломитом. Эти данные определяют, что для длительного хранения дизельного топлива в подземных резервуарах необходимо воздушную подушку над зеркалом дизельного топлива замещать инертным газом.

Следует также отметить, что смолы в дизельном топливе проявляют антиокислительное действие и, следовательно, повышают химическую стабильность ДТ (дизельного топлива).

В подземных хранилищах температура в слое дизельного топлива меняется с изменением времени года (осень-зима, весна-лето), с изменением климатических условий, изменения региона расположения резервуаров.

Температура оказывает влияние на степень окисления углеводородов дизельного топлива с накоплением в их составе гидропероксидов углеводородов.

Значительное влияние на кислотность дизельного топлива оказывает повышение температуры в слоях дизельного топлива.

 Потери углеводородов из подземных хранилищ могут быть связаны со следующими факторами:

- испарение легких углеводородов в воздушную подушку над зеркалом

дизельного топлива;

- насыщение трещиновато-поровых участков пород дизельного топлива, если хранилище сооружено в горных непроницаемых породах;

- сосредоточение дизельного топлива в «карманах» под нависающими участками боковой поверхности и в полочных конструкциях;

- при налипании нефтепродуктов на кристаллы каменной соли в подземных хранилищах, сооруженных в пластах каменной соли и на стенках резервуаров.

Для сокращения потерь нефтепродуктов необходимо подбирать соответствующие условия хранения дизельного топлива с учётом времени их хранения. Объём потерь нефтепродуктов зависит от конструкции резервуаров и места их расположения. Потери определённого количества легкокипящих фракций из дизельного топлива при их испарении, или тяжелых фракций при их налипании в резервуаре на конструкциях снижает его качество. Это следует учитывать при отборе дизельного топлива из подземных резервуаров через определенное время их хранения.