Мониторинг работы серверов


Сервер
- это аппаратное обеспечение, специально выделенное для выполнения на нем определенных задач без участия человека. В небольших организациях  его роль чаще всего играет компьютер, который обеспечивает совместную работу персональных компьютеров локальной сети. В крупных компаниях масштабы серверов носят более внушительный характер, под их расположение может быть выделена целая комната, а то и несколько, а их стоимость превышает несколько десятков тысяч и даже сотен рублей. Серверы призваны работать круглосуточно 7 дней в неделю, а от устойчивости их работы зависит функционирование всех отделов организации.

В зависимости от выполняемых задач, выделяют следующие виды серверов:

1. Файловые. Такие серверы имеют жесткие диски большого объема,  на которых централизованно хранится вся важная для компании документация и информация. К ним имеют доступ все компьютеры сети.

2. Принт-серверы обеспечивают доступ сотрудников  к сетевым принтерам организации, что существенно сокращает расходы организации на этот вид оборудования.

3. Факс-серверы заменяют собой сразу несколько факс-аппаратов, что также экономит денежные средства компании.

4. Серверы удаленного доступа позволяют персональным компьютерам связываться с сетью по телефонным линиям. Находясь, например, с  ноутбуком вне стен офиса, вы всегда сможете получить оттуда нужные вам документы или файлы.

5. Почтовые сервера играют огромную роль в крупных компаниях с большим количеством сотрудников, поскольку внутренняя электронная почта является важным средством общения между ними - она позволяет отсылать не только текстовые сообщения, но и графические, видео- и аудиофайлы.

Можно легко понять, насколько важна стабильная работа серверного центра для компаний любого масштаба. Тем важнее становится непрерывный мониторинг работы серверов, представляющий собой процесс их автоматического сканирования в локальной сети для выявления различных нарушений в их работе. Мониторинг серверов позволяет:

1.  Системному администратору - вовремя узнавать о неполадках или сбоях в работе серверов (до того как это заметят пользователи и начнут жаловаться) посредством получения оповещений в виде смс на мобильник и письма на электронную почту и устранять их максимально быстро.

2. ИТ-менеджеру - освободиться от необходимости в авральном режиме устранять неполадки, поскольку при возникновении ошибок в работе большинство систем для мониторинга серверов могут сами выполнять определенные действия без вмешательства человека, например, перезапустить или остановить работу службы, запустить внешнюю программу, VB- и JS-скрипт и многое другое.

3. Руководству организации - сохранить настоящих и потенциальных клиентов, поскольку сегодня даже небольшие простои в работе системы могут сильно навредить репутации компании. Непрерывный мониторинг серверов сводит эти простои к минимуму.

Помимо всего прочего, постоянный мониторинг серверов позволяет оптимизировать расходы вычислительных мощностей путем оценки нагрузки на аппаратное обеспечение в течение рабочего дня. В моменты минимальной загрузки возможно даже отключение некоторых серверов и перевод их в режим ожидания, что существенно сокращает расходы на содержание центра. А по динамике роста нагрузки не составит большого труда заранее спроектировать увеличение мощности центра.

Таким образом, мониторинг серверов - не просто сервисная служба, а необходимый процесс, который позволяет повысить качество заявленных компанией услуг и оптимизировать денежные расходы компании.