Храм гроба Господня в Иерусалиме и археология (реконструкция по теории Дана Бахата)

Храм гроба Господня в Иерусалиме и археология (реконструкция по теории Дана Бахата)

Окруженная со всех сторон каменными зданиями с красными крышами, церковь Святого Воскресения хорошо видна по своим куполам. Большой купол накрывает Кувуклию, гроб Иисуса Христа; малый коричневый купол стоит на пересечении трансепта и нефа. Многим кажется невероятным, что на территории этой церкви, сегодня расположенной в центре христианского квартала в Иерусалиме, помещался гроб Иисуса Христа, как и в IV столетии, когда эта область, находившаяся внутри городских стен, была определена царицей Еленой как место погребения Иисуса. Необычность местоположения является косвенным указанием на то, что святая Елена имела основания в пользу его аутентичности. 

С 1960 г. греческая, армянская и латинская общины, которые совместно заботятся о церкви Святого Воскресения в Иерусалиме, занялись общим реставрационным проектом одного из наиболее восхитительных и сложных зданий в мире. В связи с реставрацией были проведены интенсивные археологические работы в попытке установить историю комплекса и места, на котором он находится. Первоначально были выкопаны 13 траншей для того, чтобы исследовать устойчивость строений эпохи Крестовых походов, но эти траншеи также позволили начать археологические раскопки. Снятие штукатурки со стен позволило открыть структуры более раннего периода. Был сделан новый, современный дренаж, но сами работы использовались и для археологических исследований. 

В течение периода поздней иудейской монархии, начиная примерно с VIII-VII в. до н.э., область, где сегодня расположена церковь Святого Гроба, была большой каменоломней для добывания известняка. Сам город лежал к юго-востоку и расширялся сначала к западу, а затем позднее к северу. Под церковью при раскопках был обнаружен известняк высокого качества. Кроме того, следы каменоломни были найдены также при раскопках, проводившихся поблизости церкви в 1960-1970-е годы К. Кеньон в Муристанском анклаве христианского квартала и Ю. Луксом недалеко от церкви Искупителя. Известняк был разрезан на квадратные блоки для строительных целей. Искусственная изрезанная поверхность, обнаруженная археологами, служит свидетельством того, что первоначально в этом районе располагалась каменоломня. Иногда рабочие оставляли частично обтесанные камни, которые до сих пор сохранились под храмом. В одной из областей (к востоку от часовни Святой Елены в храме Святого Гроба) каменоломня находилась на глубине около 40 футов. Земля и пепел, которые наполняли карьер, содержали керамику железного века, датируемую VII в. до н.э., так что датировка карьера сомнений не вызывает[3]. Свидетельства древней каменоломни были обнаружены повсюду ниже церкви Святого Гроба и вокруг нее. Крупные каменные блоки были найдены под часовней Святого Вартана к востоку от часовни Святой Елены, и керамика датируется VII в., возможно VIII в. до н.э. 

По мнению Корбо, этот карьер продолжал использоваться до I в. до н.э. В то время карьер был завершен и засыпан слоем красно-коричневой почвы, смешанной с каменной крошкой. Карьер стал садом, где росли злаки, смоквы и оливковые деревья. Чтобы доказать существование сада, Корбо апеллирует к тому факту, что выше карьера он нашел слой плодородной земли[4]. В это время сад-карьер также стал кладбищем. 

На этой территории были найдены по крайней мере 4 гробницы, относящиеся к этому периоду. Первая гробница — это гроб, традиционно называемый гробницей Никодима и Иосифа Аримафейских (№. 28 в списке Корбо). Как сообщают Евангелия (Ин. 19, 38-41; Лк. 23, 50-53; Мф. 27, 51-61), Иосиф снял тело Иисуса со креста, Никодим принес миро и алоэ и вместе они обвили его тело плащаницей и погребли его в саду в недавно сделанной гробнице Иосифа. Гробница, традиционно приписываемая Никодиму и Иосифу Аримафейскому, является типичной гробницей кокх (kokh, kokhim) I в. н.э. Кокхим являлись длинными, узкими нишами в погребальной пещере, где могло полагаться либо тело, либо гроб умершего. Иногда в кокхим помещались Оссуарии. Во время реставрационных работ в церкви Святого Гроба ниже ротонды был найден не известный до того времени проход к этой гробнице.